Методика расчета выбросов вредных веществ в атмосферу в морских портах Рд 31.06.06–86
Г осударственный проектно-изыскательский и научно-
исследовательский институт морского транспорта
«Союзморниипроект»
Л енинградский филиал
«ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ»
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ
В АТМОСФЕРУ В МОРСКИХ ПОРТАХ
РД 31.06.06–86
1986 г.
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА (МИНМОРФЛОТ) 103759 Москва, Жданова, 1/4 от 24.04.86 № ГФ-16/6-799 по №_________________ О введении РД 31.06.06-86 |
Руководителям организаций
и предприятий ММФ (по списку) |
Главфлотом ММФ утвержден руководящий нормативный документ «Методика расчета выбросов вредных веществ в атмосферу в морских портах» РД 31.06.06-86 (взамен РТМ 31.3014-77).
Руководящий нормативный документ устанавливает единую методику расчета выбросов вредных веществ в атмосферу от загрязняющих источников морских портов и обоснование организационно-технических мероприятий, направленных на уменьшение количества этих выбросов.
Для внедрения РД 31.06.06-86
ПРЕДЛАГАЮ:
1. РД 31.06.06-86 ввести в действие с 1 октября 1986 года.
2. Начальникам морских портов внедрить РД 31.06.06-86 в установленном порядке.
3. Директору Ленморниипроекта обеспечить издание и рассылку документа заинтересованным предприятиям и организациям.
4. Контроль за соблюдением требований РД 31.06.06-86 возложить на отдел Новой техники и технологии Главфлота.
Зам. начальника Главфлота В.Г. Куриленко
РАЗРАБОТАН Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта (Союзморниипроект)
Ленинградским филиалом (Ленморниипроектом)
Главный инженер В.А. ФИРСОВ
Главный инженер проекта Б.Е. КЕРШТЕЙН
Руководитель разработки с.н.с., к.т.н. М.К. МАЦКЕВИЧ
Ответственный исполнитель — главный специалист К.И. БУНИН
Исполнитель — инженер Н.М. ПОРВАТОВА
СОГЛАСОВАН Главной геофизической обсерваторией им. А.И. В оейкова
Заместитель директора С.И. ЗАЧЕК
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА
СОГЛАСОВАНА
письмом от 17.03.86 г. № 50-54-88 начальника управления нормирования и надзора за выбросами в природную среду Госкомгидромета СССР В.П. АНТОНОВЫМ |
УТВЕРЖДЕНА
заместителем начальника Главфлота В.Г. КУРИЛЕНКО 23 апреля 1986 г. |
МЕТОДИКА РАСЧЕТА ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ В МОРСКИХ ПОРТАХ |
РД 31.06.06-86 Взамен РТМ 31.3014-77 |
Срок введения в действие
установлен с 1 октября 1986 г.
Настоящий руководящий документ устанавливает методы расчета валовых годовых и секундных выбросов вредных веществ в атмосферу объектами порта и транспортными судами и подготовки исходных данных для расчета рассеивания выбросов в атмосферу.
Руководящий документ распространяется на расчеты выбросов вредных веществ в атмосферу при разработке норм временно согласованных выбросов (ВСВ) и предельно допустимых выбросов (ПДВ), инвентаризации источников выбросов, составлении статистической отчетности по охране атмосферного воздуха, а также при разработке проектно-сметной документации.
Руководящий документ не распространяется на расчеты выбросов при хранении и перегрузке жидких и газообразных химических грузов.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Расчеты выбросов вредных веществ в атмосферу должны на основе анализа технологических процессов выполняться:
методом материального баланса;
по результатам измерения параметров выбросов;
по техническим характеристикам вентиляционных систем, приводимых в их паспортах.
1.2. Метод материального баланса для расчета выбросов следует применять при отсутствии паспортов вентиляционных систем и возможности провести измерения параметров выбросов.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ
2.1. Источники выбросов классифицированы применительно к задачам нормирования выбросов и расчета рассеивания веществ в атмосферу на ЭВМ по программе «Эфир».
2.2. По характеру выбросов источники подразделяются на организованные и неорганизованные.
К первым относятся источники, в которых выброс поступает в атмосферу через специальные газоходы, трубы и воздуховоды, что позволяет применить газоочистные и пылеулавливающие установки. Через неорганизованные источники выбросы поступает в атмосферу в виде ненаправленных потоков газо- или пылевоздушной смеси.
2.3. По степени подвижности источники делятся на стационарные и передвижные (транспортные); по геометрическим характеристикам на точечные, линейные, плоскостные.
2.4. По составу выбросы делятся на основные (пыль, сернистый газ, окись углерода, окислы азота) и прочие.
Таблица 2.1
Источники выбросов веществ в атмосферу
Наименование источников | признаки источников | |||
организованный | неорганизованный | стационарный | передвижной (транспортный) | |
Технологические перегрузочные комплексы | + | + | ||
Суда транспортного флота | + | + | + | |
Суда портового флота | + | + | ||
Внутрипортовая (малая) механизация (подъемно-транспортные машины с ДВС) | + | + | ||
Автомобильный транспорт | + | + | ||
Резервуары для хранения нефтепродуктов | + | + | ||
Грузовые танки танкеров и плавбункеровщиков, топливные танки сухогрузных судов | + | + | ||
Автозаправочные | + | + | ||
Гаражи для автомобилей и средств малой механизации | + | + | ||
Мастерские (сварочные посты, холодная обработка металлов, покраска и т.д.) | + | + | ||
Пождепо | + | + | ||
Сварка и газорезка металлов вне зданий | + | + | ||
Деревообрабатывающие цеха (участки) | + | + | ||
Асфальтосмесители | + | + | ||
Котельные | + | + |
2.5. Перечень источников выбросов, характерных для морских торговых портов, приведен в табл. 2.1.
2.6. Все неорганизованные и передвижные источники для расчета рассеивания их выбросов на ЭВМ должны быть представлены как организованные стационарные (точечные, линейные, плоскостные) в соответствии с указаниями, приведенными в разделе 3.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ
3.1. Исходными данными для расчета выбросов вредных веществ и их рассеивания в атмосферу являются:
годовые и секундные количества топлива и материалов, потребляемые источниками выбросов;
объем газовоздушной смеси и ее температура;
геометрические характеристики источников выбросов (диаметр устья и высота для точечного источника, длина и ширина для плоскостного, длина для линейного);
координаты, определяемые по генплану предприятия или по карте-схеме (точечного источника, центра плоскостного, конца линейного).
3.2. Исходные данные устанавливаются для всех источников, как организованных, так и неорганизованных, независимо от того оснащены они очистными установками или нет.
3.3. Транспортный флот.
3.3.1. Годовой расход топлива судами транспортного флота Втф вычисляется по формуле
где bi — нормативный расход топлива на стоянке судами данного типа, т/сутки, определяемый по «Унифицированным техническим нормативам по расходу топлива и масел для транспортных судов ММФ», РД 31.27.21-82;
Т i — валовое время стоянки судов данного типа, судосутки/год;
Ki — коэффициент, учитывающий электроснабжение судов данного типа от береговой электросети.
где n ¢ i — количество транспортных судов данного типа, не подключенных к береговой электросети;
ni — общее количество транспортных судов данного типа, находящихся в порту.
Типы судов, число судозаходов и валовое время стоянки по типам судов принимаются по материалам диспетчерской службы портов; определение типа конкретного судна осуществляется по «Классификации сухогрузных судов» (приложение к приказу ММФ № 180 от 09.08.83 г.) или «Списку наливных судоходных судов ММФ» (приложение к приказу ММФ № 151 от 14.08.79 г.).
3.3.2. Валовые секундные расходы топлива отдельным транспортным судном, стоящим у причала или на внутреннем рейде, определяются по суточным (часовым) нормативам из расчета равномерного использования топлива в течение суток (часа).
3.3.3. Выброс в атмосферу газовоздушной смеси (влажных продуктов сгорания, содержащих сухие газы и водные пары, образующиеся в результате сгорания водорода и испарения влаги топлива) определяется по формуле («Расчет котельных агрегатов. Нормативный метод» М., 1973).
где b — нормативный расход топлива, кг/с;
Vp — суммарный объем влажных продуктов сгорания; для жидкого топлива, используемого на транспортных судах, принимается равным 11 м3/кг топлива;
a — коэффициент избытка воздуха, равный 1,4-1,7 в зависимости от марки двигателя;
Тг — температура газовоздушной смеси на выходе из трубы, при отсутствии данных принимается равной 180 °С.
3.3.4. Геометрические характеристика судна, как стационарного точечного источника выбросов, устанавливаются по справочникам морских транспортных судов Минморфлота и дополнениям к ним или по материалам механико-судовой службы пароходства.
Транспортные суда, стоящие на внутреннем рейде, в зависимости от их количества и расстановки принимаются как отдельные точечные источники или совместно, как один плоскостной.
3.3.5. Координаты транспортных судов определяются по расчетной расстановке судов.
3.3.6. Исходные данные, перечисленные в п. 3.1, для иностранных судов принимаются по советским судам, имеющим одинаковый дедвейт с иностранными.
3.4. Портовой флот.
3.4.1. Годовое количество топлива, потребленное судами портового флота, устанавливается по документам материальной отчетности.
3.4.2. Расчетный максимальный секундный расход отдельных видов топлива судами портового флота b пф определяется по формуле
где к — коэффициент неравномерности работы порта;
Впф — расход топлива судами портового флота, т/год;
Тф — фактическое время работы портового флота, сутки.
Коэффициент неравномерности «к» равен отношению максимального месячного судооборота (по прибытию) к среднемесячному судообороту за год.
3.4.3. Суда портофлота работают на всей акватории порта, поэтому, при разработке задания на расчет рассеивания вредных веществ в атмосфере на ЭВМ, их следует представлять в виде одного или нескольких плоскостных источников. В этом случае отпадает необходимость в определении объема и температуры газовоздушной смеси и скорости выхода ее из труб.
Ширина и длина расчетного прямоугольника зависят от площади акватории (в границах порта), на которой перемещаются суда портофлота. Координаты центра источника (прямоугольника) определяются по карте-схеме порта, высота принимается равной средней отметке верха труб судов при их осадке по ватерлинию.
3.5. Внутрипортовая механизация (подъемно-транспортные машины с двигателями внутреннего сгорания).
3.5.1. Годовой расход топлива подъемно-транспортными машинами определяется по документам материальной отчетности.
3.5.2. Внутрипортовая механизация принимается в задании на расчет рассеивания на ЭВМ как плоскостной источник. Площадь источника в зависимости от категорийности порта и взаимного расположения грузовых районов (участков) может охватывать территорию всего порта, района (участка) или отдельного технологического перегрузочного комплекса.
Количество машин, одновременно работающих в границах площади источника, определяется по рабочим технологическим картам, составленным на период наиболее напряженной работы порта. Секундный расход топлива источником определяется по формуле
где bi — норма расхода топлива машиной i-го типа, г/с; принимается по утвержденным в порту «Нормам расхода топлива для подъемно-транспортных и дорожно-строительных машин»;
ni — количество машин i -ого типа, одновременно работающих в границах площадки источника.
3.5.3. Валовый секундный выброс внутрипортовой механизации, представленной в задании на расчет рассеивания на ЭВМ как один плоскостной источник, занимающий территорию порта или грузового района, допускается определять по формуле
где Ввм — расход топлива машинами, т/год;
к, Тф — то же, что и в формуле ( 3.3.).
3.5.4. При наличии на балансе порта тепловозов валовой годовой расход дизельного топлива принимается по документам мате риальной отчетности, а валовой секундный b т — по формуле
где к — коэффициент неравномерности работы порта;
Вт — годовой расход топлива тепловозами, т/год;
Тм — общее время маневровой работы тепловозов, час/год;
Тепловозы при составлении задания на расчет рассеивания на ЭВМ рассматривать как плоскостной источник, занимающий территорию порта, на которой расположены железнодорожные пути.
3.6. Автомобильный транспорт.
3.6.1. Параметры автотранспорта, как источника выбросов, а также количество топлива, расходуемого автомобилями, работающими в составе ПТМ технологических перегрузочных комплексов и на территории порта, определяются в соответствии с п. 3.5.
3.6.2. Количество топлива, израсходованного автомобилями, занятыми на перевозках вне территории порта, рассчитывается по методическим указаниям «Расчеты выбросов вредных веществ автомобильным транспортом», разработанным Институтом комплексных транспортных проблем (ИКТ) и Управлением нормирования Госкомгидромета.
3.7. Перегрузка и хранение нефтепродуктов.
3.7.1. Источниками выбросов веществ (углеводородов) в атмосферу при перегрузке и хранении нефтепродуктов в морских портах могут быть:
резервуары для хранения нефтепродуктов;
грузовые танки танкеров, плавбункеровщиков и топливные танки сухогрузных судов;
заправочные станции.
3.7.2. Количество выбросов углеводородов зависит от сорта нефтепродуктов, срока и способов их хранения, температуры, оборудования, производительности перекачивающих насосов и сливных трубопроводов. Эти данные, наряду со сведениями об объемах перекачиваемых и хранимых нефтепродуктов, являются исходными данными для расчета годовых и секундных выбросов в атмосферу и должны быть получены при инвентаризации источников выбросов.
3.7.3. Годовое количество нефтепродуктов, поступающих в резервуары нефтебаз, находящихся на балансе морских портов, и перегружаемых на танкера, плавбункеровщики, транспортные суда и т.д., определяются по квартальным отчетам по форме № 4-СМ. Годовое количество топлива, получаемое и выдаваемое заправочными станциями в грузовых районах портов, определяется по документам материально-технической отчетности.
3.7.4. Резервуары с нефтепродуктами рассматриваются как высотные плоскостные источники. В качестве локального источника выброса принимается дыхательный патрубок резервуара. В один источник объединяются близкорасположенные резервуары, обычно из общего обвалования, имеющие одинаковую высоту.
При наливе нефтепродуктов в танкеры и плавбункеровщики все грузовые танки судна объединяются в один плоскостной источник, площадь которого равна проекции суммарной площади танков на горизонтальную плоскость.
При бункеровке сухогрузных судов дыхательный клапан топливного танка принимается за точечный источник.
Сливные эстакады и заправочные станции рекомендуется рассматривать как плоскостные источники; размеры площади, занимаемой источником, определяются по генплану.
3.8. Вентиляционные выбросы.
3.8.1. Рассматриваются как организованные точечные источники. Геометрические характеристики источников, объем выделяемой газовоздушной смеси и ее температура определяются по паспортам вентиляционных систем и газоочистных установок.
Годовые и секундные расходы материалов определяются в соответствии с указаниями пункта 3.11.2.
3.9. Дымовые трубы котельных.
3.9.1. Принимаются как точечные источники.
Исходные данные для расчета выбросов и их рассеивания в атмосфере устанавливаются по паспортам котельных агрегатов.
Годовые расходы топлива определяются по отчетным документам, секундные — по часовой потребности котлоагрегатов в топливе при их максимальной нагрузке.
Для котельных, работающих по отопительному графику, расчетный секундный расход топлива определяется для двух вариантов работы:
при средней максимальной температуре наиболее жаркого месяца;
при средней температуре наружного воздуха наиболее холодной пятидневки обеспеченностью 92 %.
3.10. Определение исходных данных при проектировании.
3.10.1. Для проектируемых объектов все исходные данные, необходимые при расчетах выбросов веществ и их рассеивания в атмосфере, определяются в процессе разработки соответствующих частей проекта (архитектурно-строительной, технологической, санитарно-технической и др.).
3.11. Мелкие неорганизованные источники.
3.11.1. К этим источникам относятся сварочные посты, расположенные вне зданий, площадки для резки металла, участки распиловки древесины и т.д.
3.11.2. Годовое количество использованных источниками выбросов материалов выбирается из документов материальной отчетности.
Секундные расходы материалов определяются по технологическим операциям, в которых используются эти материалы.
3.11.3. Для расчета загрязнения атмосферы мелкие неорганизованные источники представляются как площадные низкие источники, геометрические характеристики которых принимаются на основе анализа работы источника по карте-схеме или генеральному плану порта.
4. РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ВЫБРОСОВ ОТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТОПЛИВА И МАТЕРИАЛОВ
4.1. Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу источниками в порту, рассчитывается по материальному балансу технологических процессов или количеству используемого топлива и, в общем случае, равно произведению массы израсходованного в технологическом процессе материала или использованного топлива на удельный выброс.
4.2. Удельные выбросы при сжигании топлива в судовых энергетических установках и двигателях внутреннего сгорания машин (автопогрузчиков, контейнеровозов, ролл-трейлеров и т.п.) принимаются по табл. 4.1.
Таблица 4.1.
Удельные выбросы судами и машинами, кг на тонну топлива
Вредные вещества | Топливо | ||
дизельное | бензин | мазут | |
Сернистый ангидрид | 3,9 | 0,83 | 40,8 |
Окись углерода | 25,6 | 375 | 5,3 |
Окислы азота | 68,06 | 83,33 | 10,7 |
Углеводороды | 18,05 | 229,2 | — |
Сажа | 6,11 | 1,25 | — |
Зола | — | — | 0,5 |
Примечание: Для судов портового флота, оборудованных паросиловыми установками, работающими на угле, удельные выбросы определяются в соответствии с указаниями п. 4.6.1.
4.3. Количество вредных веществ, выделяемых в атмосферу при работе автотранспорта, определяется в соответствии с «Методическими указаниями по расчету выброса вредных веществ автомобильным транспортом», утвержденными Госкомгидрометом СССР 6 октября 1983 года (М., Гидрометеоиздат., 1985).
4.4. Выбросы углеводородов при перегрузке и хранении нефтепродуктов.
4.4.1. Рассчитываются в соответствии с «Временной методикой по определению выбросов в атмосферу на предприятиях Госкомнефтепродукта СССР», утвержденной Госкомнефтепродуктом СССР 19.10.82 г.
4.4.2. При эксплуатации резервуаров количество углеводородов, выбрасываемых в атмосферу за год из одиночного резервуара или группы резервуаров при хранении бензинов, определяется суммированием квартальных потерь нефтепродуктов, рассчитываемых, исходя из «Норм естественной убыли нефтепродуктов при приеме, отпуске и хранении», по формуле
где n 1 — норма естественной убыли нефтепродуктов при хранении до 1 месяца для соответствующих зоны и периода года, кг/т;
n 2 — норма естественной убыли нефтепродуктов при хранении свыше 1 месяца для соответствующих зоны и периода года, кг/т.мес.;
t — продолжительность хранения за вычетом 1 месяца, мес.;
если продолжительность хранения менее 1 месяца, то норма n 2 не учитывается ( n 2 = 0);
Gn — количество нефтепродуктов, поступивших в резервуар или группу резервуаров в течение квартала, т.
Валовый секундный выброс углеводородов при наливе в резервуары («большом дыхании») следует определять по формуле
где G с.н. — производительность налива, м3/час;
q уд. = 560 г/м3 — удельный выброс бензина при наливе в резервуар.
При сливе бензинов из резервуаров (малые дыхания) удельный выброс для летнего периода следует принимать равным — 100 г/м3.
Годовые выбросы углеводородов при хранении темных нефтепродуктов принимаются равными потерям нефтепродуктов при хранении и определяется по формуле
где v год — объем нефтепродукта, поступившего в резервуар за год, м3;
qt — удельные выбросы при наливе 1 м3 продукта при его среднегодовой температуре, т/м3 (таблица 4.2).
Таблица 4.2.
Удельные выбросы углеводородов при наливе нефтепродуктов в резервуары
Нефтепродукты | Удельные выбросы 10-6 т/м3 при температуре | ||
25 ° С | 50 °С | 75 °С | |
Керосин | 30 | 70 | 110 |
Дизтопливо | 20 | 47 | 74 |
Мазут | 16 | 38 | 60 |
Масла | 4 | 8 | 14 |
Валовой секундный выброс при наливе нефтепродуктов в резервуар принимается равным
где Q т.н. — производительность налива, м3/час;
qt — удельный выброс при наливе в резервуар, г/м3.
4.4.3. Количество выбросов углеводородов при наливе в грузовые танки танкеров светлых нефтепродуктов определяется в соответствии с «Нормами естественной убыли нефти и нефтепродуктов при отпуске в железнодорожные цистерны и нефтеналивные суда из резервуаров наливных станций магистральных трубопроводов» по формуле
где n 1 и n 2 , G 1 и G 2 — соответственно нормы естественной убыли и количество отгруженного продукта в осенне-зимний и весенне-летний периоды, кг на тонну нефтепродуктов.
Валовой секундный выброс углеводородов при наливе светлых нефтепродуктов в танкеры определяется по формуле 4.2.
Расчет выбросов в атмосферу при наливе темных нефтепродуктов производится по формуле 4.3. и 4.4.
4.4.4. Для заправочных станций в грузовых районах порта годовое количество выбросов углеводородов при операциях с бензином определяется при значении удельного выброса равного 1 кг/м3 выдаваемого бензина.
Валовой секундный выброс определяется по производительности топливораздаточных устройств и значению удельного выброса 0,5 кг/м3 выдаваемого бензина.
Валовое годовое количество выбросов углеводородов при операциях с дизельным топливом принимается разным произведению объема выдаваемого дизтоплива на удвоенную величину удельного выброса, принимаемого по табл. 4.2.
Валовой секундный выброс определяется по производительности топливораздаточных устройств и удельному выбросу, принимаемому по табл. 4.2.
4.5. Выбросы от мелких неорганизованных источников и вентиляционные выбросы.
4.5.1. Рассчитываются по материальному балансу технологических процессов. Их количество равно произведению использованных материалов на удельные выбросы вредных веществ в атмосферу.
4.5.2. Значения выбросов вредных веществ при сварке и резке металлов приведены в табл. 4.3. и 4.4.
Таблица 4.3.
Удельные выбросы вредных веществ при электросварочных работах
Процесс сварки | Сварочный материал | Количество вредных веществ, г на кг, расходуемых сварочных материалов | ||||
Пыль | Аэрозоли в составе пыли | Газ HP | ||||
М n | CrO 3 | Cr 2 O 3 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ручная с применением электродов с покрытием руднокислого типа | УОНИ 13/45 | 14 | 0,5 | — | — | 1,0 |
УОНИ 13/55 | 18 | 1,1 | — | — | 2,3 | |
АНО-3 | 6 | 0,9 | — | — | — | |
АНО-6 | 16 | 2,0 | — | — | — | |
АНО-7 | 12 | 1,5 | — | — | — | |
АЭС-3 | 15 | 0,4 | — | — | — | |
АЗС-4 | 9 | 1,1 | — | — | — | |
МР-3 | 10 | 1,3 | — | — | 0,4 | |
ЦЛ-17 | 10 | 0,6 | 0,17 | — | — | |
ЭА-606/11 | 12 | 0,7 | 0,39 | 0,3 | — | |
ЭА-400/10У | 6 | 0,4 | 0,25 | — | 0,5 | |
ОЗЛ-14 | 8 | 1,4 | 0,46 | — | 0,9 | |
ЭА-395/9 | 27 | 1,1 | 0,13 | — | — | |
ЭА-981/15 | 10 | 0,7 | 0,72 | — | — | |
ЭА-48М/22 | 10 | 1,0 | 0,73 | 0,7 | — | |
Сварка порошковой проволокой | ЭПС-15/2 | 8 | 0,9 | — | — | 0,8 |
ПП-ДСК-1 | 12 | 0,8 | — | — | — | |
ПП-АН-3 | 14 | 1,4 | — | — | 2,7 | |
Полуавтоматическая сварка плавящимся электродом в среде углекислого газа | СВ08Г2С | 8 | 0,4 | — | — | — |
СВ08Г6Х16Н25М6 | 15 | 1,8 | 0,5 | — | — | |
СВ10Х20Н7СТ | 8 | 0,7 | 0,02 | 0,4 | — | |
СВ08ХГН2МТ | 7 | 0,2 | — | 0,1 | 6,0 | |
07ХНЗМД | 4 | 0,2 | — | 0,1 | 1,2 | |
Сварка под слоем флюса | АН-348-А | — | — | — | — | 0,1 |
ОСЦ-45 | — | — | — | — | 0,2 | |
48-ОФ-6 | — | — | — | — | 0,1 | |
ФЦ-7 | — | — | — | — | 0,1 |
Таблица 4.4.
Удельные выбросы вредных веществ при ручной кислородной резке
Толщина разрезаемой стали | Расход ацетилена, м3/ч | Расход ацетилена, кг/ч | Удельный выброс, г на кг ацетилена | ||
пыль | СО | NO 2 | |||
3-8 | 0,4 | 0,47 | 223 | 83 | 57 |
8-15 | 0,5 | 0,59 | 356 | 97 | 59 |
15-30 | 0,65 | 0,76 | 552 | 99 | 61 |
Примечание: плотность ацетилена при температуре 0 °С и давлении 0,101 МПа равна 1,173 кг/м3.
4.5.3. В деревообрабатывающих цехах и участках валовые годовые и секундные выбросы древесной пыли определяются по годовому времени работы вентиляционной системы (станков) и паспортным данным пылеулавливающей установки (циклона). При отсутствии паспортных данных удельный выброс древесной пыли на один станок принимать равным 0,05 кг/час.
4.5.4. Валовые годовые и секундные выбросы при работе заточных и точильно-шлифовальных станков определяется по паспортным данным. При отсутствии этих данных удельный выброс пыли на один станок следует принимать равным 0,09 кг/час.
4.5.5. При окрасочных работах, удельные выбросы вредных ве ществ в кг на тонну краски принимаются по данным, приведенным в таблице 4.5.
Таблица 4.5.
Удельные выбросы в процессе покраски
Метод распыления краски | Удельные выбросы, кг на тонну краски | |
красочный аэрозоль | пары растворителя | |
Пневматический | 300 | 400 |
Безвоздушный | 25 | 225 |
Гидроэлектростатистический | 10 | 250 |
Пневмоэлектростатический | 33 | 200 |
Электростатический | 1 | 500 |
Горячее распыление | 240 | 220 |
Электроосаждение | — | 10 |
Окунание | — | 350 |
Струйный облив | — | 250 |
При ручной окраске валовой годовой выброс вредных веществ (паров растворителя) определяется по формуле
Мгод = В × m , т/год (4.6)
где В — расход краски, т/год;
m — содержание растворителя в краске, т/т.
Валовый секундный выброс составляет
М = 0,278 × n × q кр × m , г/с (4.7)
где n — среднечасовая норма покраски; при отсутствии данных принимаем равной 15 м2/час;
q кр — удельный расход краски — 0,1 кг/м2.
Таблица 4.6.
Расчетные параметры выбросов асфальтосмесителями
Тип асфальтосмесителя | Производительность асфальтосмесителя, т/ч | Газоочистное оборудование | Средний коэффициент очистки | Характеристики источника выброса | Параметры газовоздушной смеси на выходе из источника выбросов | Концентрации пыли, поступающей на очистку, г/м3 | |||||
Ступень | Тип | ||||||||||
высота, м | диаметр устья, м | скорость, м/сек. | объем, м/сек. | температура, ° С | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Г-1 | 20 | Отсутствует | — | 14 | 0,6 | 0,9 | 2,8 | 150 | 20 | ||
Д-597 | 25 | I | Циклоны НИИОГаза ЦН-15, Æ 500 мм — 4 шт. | 75 | 18 | 0,5 | 14,2 | 2,8 | 120 | 27 | |
II | Отсутствует | — | — | — | — | — | — | — | |||
Д-597 | 25 | I | Циклоны НИИОГаза ЦН-15, Æ 500 мм — 4 шт. | — | — | — | — | — | — | 32 | |
II | Барботажный пылеуловитель «Светлана» | 82 | 18 | 0,5 | 16,8 | 3,3 | 80 | — | |||
Д-597А | 30 | ||||||||||
Д-508-2А | 25 | I | Циклоны СДК-ЦН-33, Æ 800 мм — 4 шт. | — | — | — | — | — | — | 30 | |
Циклон-промыватель СИОТ | 75 | 18 | 0,5 | 22,4 | 4 | 75 | — | ||||
Д-225 | 12,5 | I | Циклоны НИИОГаза ЦН-15, Æ 450 мм — 2 шт. | 75 | 18 | 0,5 | 7,1 | 1,4 | 120 | 30 |
4.5.6. Количество выбросов при приготовлении асфальта зависит от типа асфальтосмесителей и приведено в табл. 4.6.
Количество пыли, поступающей в атмосферу при приготовлении асфальта, определяется по формуле
где Т — время работы технологического оборудования, ч/год;
q — выброс пыли, г/с (принимается по табл. 4.7, графе 3)
Таблица 4.7.
Концентрация и выбросы пыли
Тип асфальтосмесителя | Концентрация пыли в газах, прошедших очистку, С2 г/м3 | Выброс пыли, г/с |
1 | 2 | 3 |
Г-1 | 20,0 | 56,0 |
Д-597 | 6,7 | 18,7 |
Д-597 | 5,8 | 19,1 |
Д-597А | 7,5 | 33,0 |
Д-508-2А | 7,5 | 33,0 |
Примечание. Числа в строчках графы 3 показывают концентрацию пыли в газах, прошедших очистку в пылеулавливающих установках, указанных в соответствующих строках табл. 4.6.
Количество выбросов, вредных веществ от сжигания мазута при приготовлении асфальта определяется так же, как и для котлов малой производительности (см. пункт 4.6.1.).
4.6. Котельные и нагревательные печи (горны).
4.6.1. Выбросы от котлоагрегатов производительностью более 30 т/час рассчитываются по указаниям «Методики определения валовых выбросов вредных веществ в атмосферу от котлов тепловых электростанций». МТ 34-70-010-83. М., СПО Союзтехэнерго, 1984.
Для котлоагрегатов производительностью до 30 т/ч и горнов расчеты выбросов в атмосферу выполнять в соответствии с «Методическими указаниями по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании топлива в котлах производительностью до 30 т/ч», утвержденными Госкомгидрометом СССР 5 августа 1984 года (М., Гидрометеоиздат, 1985).
4.7. Количество водорода , л, выделяющегося из щелочных или кислотных аккумуляторов во время заряда, определяется по формуле
где I — наибольший зарядный ток, А;
t — время заряда.
Выделение водорода, определенное по этой формуле, приведено в табл. 4.8.
Таблица 4.8.
Выделение водорода при зарядке аккумуляторов
Тип аккумулятора | Выделение водорода, л | |
за время полного заряда | среднее в час | |
ТЖН-250 | 87,5 | 12,5 |
ТЖН-300 | 105,0 | 15,0 |
ТЖН-350 | 126,0 | 18,0 |
ТЖН-400 | 147,0 | 21,0 |
ТЖН-450 | 175,0 | 25,0 |
ТЖН-500 | 175,0 | 25,0 |
ТЖН-550 | 196,0 | 28,0 |
ТЖН-950 | 304,0 | 38,0 |
ТКН-250 | 75,0 | 12,5 |
ТКН-300 | 90,0 | 15,0 |
ТКН-350 | 108,0 | 18,0 |
ТКН-400 | 126,0 | 21,0 |
ТКН-450 | 150,0 | 25,0 |
ТКН-500 | 150,0 | 25,0 |
ТКН-550 | 168,0 | 28,0 |
ТКН-900 | 304,0 | 38,0 |
Примечание: 1. Вес одного л водорода равен 0,08987 г.
2. Количество выделяемого водорода взято из «Указаний по проектированию зарядных станций тяговых и стартерных аккумуляторных батарей» института Тяжпромэлектропроект, 1974 г.
4.8. Валовые выбросы при работе тепловозов рассчитываются по показателям, приведенным в табл. 4.9, («Методические указания по определению вредных выбросов от тепловозов железнодорожного транспорта» М., МПС СССР, 1984).
5. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫБРОСОВ ПЫЛИ В АТМОСФЕРУ ПРИ ПЕРЕГРУЗКЕ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ
5.1. Методика определения выбросов пыли в атмосферу установлена РД 31.06.06-86, согласованной с Государственной инспекцией по охране атмосферного воздуха при Госкомгидромете СССР 4 октября 1985 года.
6. УКАЗАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ЗАДАНИЯ НА РАСЧЕТ РАССЕИВАНИЯ ВЫБРОСОВ ВЕЩЕСТВ НА ЭВМ
6.1. Показатели, характеризующие все имеющиеся источники выбросов и определенные в соответствии с требованиями разделов 3 и 4, вносятся в таблицу «Параметры выбросов веществ в атмосферу для расчетов ПДВ», составленную по форме приложения 3 ГОСТ 17.2.3.02-78.
При наличии на источниках выбросов пылеулавливающих и газоочистных установок количество улавливаемых загрязняющих веществ устанавливается по паспортам установок. При отсутствии этих данных эффективность очистных установок рекомендуется принимать по табл. 6.1, составленной на основании табл. 4, приведенной в «Руководстве по расчету количества и удельных показателей выбросов вредных веществ в атмосферу», ВПТИтрансстрой, М., 1982.
Таблица 4.9.
Усредненные величины удельных выбросов вредных веществ и показатели объемов сухих отработанных газов
Примечание: ( ), ( ), ( ) — удельные выбросы окиси углерода, окислов азота, сажи.
Таблица 6.1.
Ориентировочная эффективность аппаратов газоочистки и пылеулавливания
Аппарат, установка | Эффективность, % | |
Твердые или жидкие части | Газообразные примеси | |
1 | 2 | 3 |
Отходящие газы котельных | ||
Золоуловители осадительного типа | 30 | — |
Золотоуловители жалюзийного типа | 50 | — |
Групповые циклоны ЦН-15 | 70-85 | — |
Мокропутковые золоуловители ВТИ | 90-92 | — |
Центробежные скрубберы ЦС-ВТИ | 90 | — |
Электрофильтры | 85-95 | — |
Аспирационный воздух | ||
Рукавные фильтры | 98-99 | — |
Циклоны ЦН-15 | 80-85 | — |
Циклоны СДКЦН-33 и 34 | 90-91 | — |
Батарейные циклоны БЦ | 90-93 | — |
Циклоны СИОТ | 60-70 | — |
Циклоны с обратным конусом | 70-60 | — |
Циклоны ЛИОТ | 70-80 | — |
Пылевые камеры | 45-50 | — |
Инерционный пылеуловитель | 65-85 | — |
Пенные аппараты | 75-95 | — |
Циклоны с водяной пленкой | 85-90 | — |
Мокрые аппараты ударно-инерционного д ействия | 90-95 | — |
Циклон Гипродрева | 70-90 | — |
Гидрофильтры | ||
форсуночные | 87-94 | — |
каскадные | 86-92 | 40-30 |
барботажно-вихревые | 90-92 | 40-50 |
В таблице параметров указываются максимальные секундные выбросы веществ.
6.2. Задание на расчет составляется по данным таблицы (форма приложения 3 к ГОСТ 17.2.3.02-78). В расчет должны приниматься источники выбросов, исходя из реальных условий эксплуатации объектов порта, в период его наиболее напряженной работы (по грузообороту).
6.3. При подготовке исходных данных для расчета следует рассматривать целесообразность объединения источников и сокращения их числа. Эти операции выполняются в соответствии с «Временными рекомендациями по объединению источников при подготовке числового материала для расчетов загрязнения атмосферы на ЭВМ», разработанными в Главной геофизической обсерватории им. А.А. Воейкова (Л., 1983 г.).
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения . 2
2. Классификация источников выбросов . 2
3. Определение исходных данных . 3
4. Расчет количества выбросов от потребителей топлива и материалов . 6
5. Методика определения выбросов пыли в атмосферу при перегрузке сыпучих грузов . 11
6. Указания по составлению исходных данных для задания на расчет рассеивания выбросов веществ на ЭВМ .. 11